Современные родители стараются водить ребенка на всевозможные занятия с нежного возраста. Но нередко вопреки ожиданиям подрастает апатичный ребенок с комплексом отличника и со слабым здоровьем из-за перегруженности.
Сколько же кружков оптимально? В какой отдавать прежде всего, если ребенок подает надежды в нескольких сферах?
«Существует восемь главных направлений развития. Как правило, человек — в частности ребенок — талантлив в одном-двух из них, — говорит Валерия Загар, детский психолог, педагог школы раннего развития. — Выявить такие можно с помощью теста (см. ниже. — Авт.). Отвечайте на вопросы «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).
Наибольшее число утверждений в той или иной области указывает на явные способности в ней. Если между двумя сферами с максимальным числом утверждений разница — два и более балла, то меньший из них пиком считать нельзя. Если пиков все же два, то есть два варианта действий. Первый: в этот год вы отдаете ребенка в секцию, которая будет развивать самую пиковую сферу, а на следующий — добавите секцию по второму пику. Второй вариант: вы записываете ребенка в кружок, где он сможет проявить способности из двух пиковых сфер одновременно (см. таблицу. — Авт.).
Каждый год проходите тест заново и меняйте кружки, если пиковые наклонности изменились. Учтите: в любом возрасте секций должно быть не более двух. А до трех лет занятия возможны, только если они проходят в игровой и творческой форме».
Музыкальные дарования (М)
1. Любит ходить в места, где звучит музыка, просит включить музыкальные клипы и песни.
2. Сразу запоминает мелодию, а при ее звуках начинается двигаться в такт.
3. Поет с эмоциями, выражая свое настроение, потому одна и та же песня выходит по-разному.
4. Напевает мелодии, которые сам сочинил.
5. В гостях, где есть музыкальный инструмент, первым делом бежит к нему поиграть. Просит включить на ПК симуляторы музыкальных инструментов.
Технические способности (Т)
1. Не оставляет без внимания любые машины и механизмы.
2. Если его машинка или мамин миксер сломался, он хочет сам его отремонтировать, бежит за отверткой и просит разрешения разобрать и «починить».
3. Разбирает старые игрушки, берет детали от них и пытается собрать новый «аппарат».
4. Схематически рисует приборы, прорисовывая их детали.
5. С интересом рассматривает картинки авто или приборов в журналах и просит объяснить, как работает тот или иной механизм.
Научный интерес (Н)
1. Воспринимает абстрактные понятия, легко объединяет предметы в группы по признакам.
2. Может четко выразить свою мысль, а чтобы запомнить чужую, отображает ее схематически.
3. Делает выводы и находит свои объяснения различным ситуациям и явлениям.
4. Любит собирать разные коллекции и конструировать.
5. Если его изобретения высмеяли или они не удались, ребенок не опускает руки и не теряет интерес к другим «выдумываниям».
Артистический талант (А)
1. Если не может выразить свою мысль словами, начинает активно жестикулировать, показывать движениями, у него хорошо получается играть на публику.
2. Если пересказывает чьи-то слова, подражает интонации и голосу.
3. Любит выступать на утренниках, а дома декламирует стихи и поет песни перед «зрителями».
4. Любит передразнивать.
5. Ценит красивую одежду и замечает обновки у знакомых.
Интеллектуальный дар (И)
1. Легко запоминает длинные стихи.
2. Задает обдуманные и обстоятельные вопросы.
3. Жалуется, что среди сверстников ему неинтересно, скучно и предпочитает общение с детьми постарше.
4. Расчетлив, обладает чувством собственного достоинства.
5. Наблюдателен, замечает любые изменения и эмоционально на них реагирует.
Спортивная ловкость (с)
1. Не боится упасть и получить синяк, отличается среди сверстников смелостью.
2. Легко даются все спортивные игры, а для того чтобы научиться кататься на роликах или играть в футбол, достаточно один раз объяснить ему правила.
3. На улице ему интересно даже просто бегать, а дома он скачет, несмотря на позднее время.
4. Даже после активных занятий ребенок не жалуется на усталость и готов продолжать бегать до бесконечности.
5. С увлечением смотрит спортивные состязания, и у него может уже быть любимый спортсмен.
Литературная одаренность (Л)
1. Пересказывая ситуацию, ребенок придерживается сюжетной линии, не теряет основную мысль и не переключается на другую тему, даже если его перебили.
2. Рассказывая реальную историю, ребенок приукрашает ее, добавляя свои детали.
3. Любит использовать в своем разговоре эмоциональные слова. Например, рассказывая о младшем братике, ребенок называет его малышом или карапузом.
4. Его рисунки всегда очеловечены: рисуя солнышко, он дорисует ему рот и глаза, а соседского пса изобразит в сапогах и шляпе.
5. Любит сочинять стихи или придумывать рассказы о своей жизни.
Художественный гений (Х)
1. Любит не рассказывать, а рисовать или лепить свои эмоции.
2. Его рисунки не шаблонны: постоянно появляются новые герои и предметы, которые раньше он не рисовал.
3. Любит смотреть на картины, засматривается на пейзажи. А рассвет, закат, радуга — вызывают у ребенка восторг.
4. В свободное время сам берет в руки краски, пластилин, карандаши или делает аппликации.
5. Любит создавать предметы интерьера, декорировать одежду и обижается, если его ваза из папье-маше или брошь из бисера не используются.
Инфографика «Вестей»